вторник, 18 августа 2015 г.

С БерезинскОй в БерезинскИй...

        Не название поста, а абра-кадабра  какая-то, подумаете Вы. Но... именно так, я решила его назвать,  и не иначе!  И вот почему...




      Улица, на которой я живу уже лет 25, называется Березинская. Можно подумать, что названа она так, потому что на ней много растет берез. Вовсе нет, среди всех деревьев, ну, три, четыре на весь большой жилой массив. Предположить, что когда-то эта местность была березовой рощей, тоже не могу. Я помню то, уже далекое время, когда здесь было сплошное поле, овраги. В раннем детстве бывала в этих краях, тогда еще окраины города. И помню густые заросли акации, ее сладкий аромат. Уж, если и привязывать название улицы к  чему-то историческому, то к акации, а не к березе.
     Впрочем, хоть я и не нашла объяснения названию "Березинская", соглашусь, название красивое, звучное, мягкое. Уже за это спасибо. А то жила бы на   какой-то типа "20-ого парт съезда" или "Автостроя" например, есть у нас и такие. А так,  на вопрос прохожих:  "Какая это улица?" я с удовольствием  отвечаю: " Березинская!"  Сейчас подумала, вот не случайно я , человек который любит, понимает ценность и  старается защищать природу, любит работать на земле, вдохновляется ею в своем творчестве, тяготеет к Эко-стилю во всем, живет на улице с таким природным названием. Не случайно!...

      В конце  прошлого лета, перелистывая старую советскую Энциклопедию Юного Натуралиста, развернув карту заповедников и нац. парков СССР, я обратила внимание на название  "Березинский биосферный заповедник".
     Я знаю, куда мы поедем в отпуск, сообщила я мужу. В путешествие - с улицы Березинской в Березинский заповедник. Это символично!  Я просто обязана  там побывать!
Купили путевку и отправились в путь.

   Основан заповедник 1925 году. Находиться он в Белоруссии, в Витебской области. Добирались сначала до Минска, затем автобусом до г. Бегомль. А дальше на такси. Разместились в гостиничном комплексе " Плавно" на берегу одноименного озера.








Лес - как сложно и велико это чудо природы!





Вот он  какой - вереск, растение из края пиктов, многие тайны которых стали теперь достоянием. А был ли он, край вересковый? Английский писатель Роберт Стивенсон утверждает, что был. Давно, в седой древности. И жили в нем свободолюбивые люди, называвшие себя пиктами.



 Верескового меда купить не посчастливилось, ярмарка медовая в Полоцке ( куда мы тоже успели съездить) закончилась за день до нашего посещения города. Жаль! 



Гусеница нарядная спешила по  своим делам...В наших краях это такая редкость сейчас, что-то поменялось в природе, что наши места они покинули. И я была очень рада повстречать эту "подружку".


 Мини зонтики хвоща полевого.



     По озеру Плавно проходит водораздел  между бассейнами  рек Балтийского и Черных морей.Озеро торфяное, не глубокое ( метра 2-2,5) с плавучими островами. Сфотографировать один из плавучих островом не успела. Вечером он был ( довольно таки большой остров, по нему можно было даже походить). Остров ну и остров,чего его фотографировать. А когда на следующее утро, придя на берег, мы его не обнаружили, то, ну!,очень удивились. Ну, не галлюцинации же у нас были  ( у двоих сразу :)). Потом, экскурсовод нам рассказал, что   необычный остров это был. И утешил нас, что когда  поплывем на байдарках, мы его догоним.



В центральной усадьбе заповедника мы побывали в Зоомузее и музее истории заповедника.


Вот так выглядит эмблема заповедника


 В этих местах  жил медвежонок, ставший знаменитым на весь мир, снявшись в худ.фильме "Пущик едет в Прагу" в 1965 году. После сьёмок его вернули назад в заповедник, избалованный за это время  конфетами и спиртным, (сами понимаете, как заставить дикого медвежонка выполнять задумки режиссера)  Пущик прожил недолго ( всего 16 лет). Чучело  его выставлено в холле музея. Жаль мне его было...


 Один из дней  мы посвятили  встрече с болотом. Верховым. Теперь я знаю, чем отличаются низинные и верховые болота. О низинном я расскажу в другой раз, когда буду писать  о Беловежской Пуще. 
 А это болото верховое. Как вы думаете, сколько лет этим соснам? Столько же, сколько и соседним могучим  30-ти  метровым, но растущими не на болоте. Какая бедная на питание для деревьев почва болот. Видно, как уже отцвел и засыхает багульник. Настоящий, коварный багульник!, во всех частях растения которого, содержится  летучее ядовитое вещество ледол. Не тот яркий фиолетовый кустарник  в Сибири, который в народе тоже называют  багульником. 
Мед, собранный пчелами, из болотного багульника очень ядовит.


А кого напоминает вам эта кочка или огромный пень?  Мне - зубра!


Лесная избушка - спрятаться путникам от непогоды.



Сфагнум или торфяной мох - растение образующее торф. На болоте не хватает кислорода, поэтому происходит неполное разложение частей растений и образуется торф. Сфагнум содержит карболовую кислоту, которая является антисептиком, убивающим бактерии. В годы Великой Отечественной сфагнум спас немало раненных партизан Белоруссии.



А это кукушкин лен. Красивый коврик!


Трудяги муравьишки перегородили нам дорогу. Пришлось обходить




Едва заметна, чуть уже покрасневшая, клюква. Экскурсовод Кирилл приглашал нас приехать в октябре, тогда экскурсия будет еще и "вкусная". Кстати, необычность экскурсии была для меня и в том, что в тот день экскурсантами  были только мы с мужем. И  нас двоих Кирилл повел по болоту. Живой, близкий и неспешный разговор с отступлениями, как с другом, решившим нам показать свой край.  Очень душевная вышла прогулка.


Вид со смотровой вышки  на краю  болота.





В заповеднике есть  вольеры с животными.
 Визитная карточка белорусских лесов - зубр!


Здесь по ответвлениям рогов я научилась определять возраст лося. Этому  3 года ( два ответвления + один год)


Медведица Маша большая любительница апельсин.  В ее  неуклюжих огромных  лапах апельсин выглядел теннисным шариком , а она как гурман, очищала его от кожуры. Кирилла с апельсинкой  она заприметила  уже издалека.



Никогда не видела  раньше, настоящее волчье логово, с множеством выходов...



Волки очень умные животные...


Но умнее их вороны (ударение на первом слоге). Они запросто отбирают у волков мясо. Одни отвлекают. А другие - в это время.... Я впервые увидела здесь ворона.  Ворон - это не муж вороны :) Это совсем  даже другой вид птиц. Мы обратили на него внимание, после того как услыхали над собой незнакомый нам птичий крик - резкий,  довольно громкий, долгий.

  Вот он какой - ворон!



А  сколько эмоций мне  принес сплав на байдарках. Здесь проходил когда-то знаменитый водный путь из Варяг в Греки. И мы  ненадолго побывали в роли  Варяг. На двухместной спортивной байдарке я сплавлялась впервые. Долго уговаривала мужа тоже принять в этом деле участие (причина - он вообще не умеет плавать ). Но  ради моих эмоций он согласился, за что я ему очень благодарна. Сначала я решила телефон не брать с собой в лодку, путь неизвестный, лодка неустойчивая, вторым в лодке у меня муж, который понятия не имеет, что с ним будет. Риск перевернуться большой. Но желание, получить хоть одно фото на память, пересилило переживание за телефон. Телефон - это бесчувственная железяка, а эмоции  - это жизнь!!!!!!!!! Упаковала "железяку" в два целлофановых пакета и в карман.

И один кадр, на воде, без резких движений (байдарка вещь очень неустойчивая) я все же сделала.  


Наша команда была  интернациональная - русские, белорусы, французы, украинцы, казахи . Вообще-то, все эти люди оказались одной большой семьей, разбросанной судьбой по всему миру, которая решила собраться вместе  и сделать эту встречу запоминающейся . 
Мы отплываем...


А местность эта знаменита еще тем,  что на  берегах реки Березины потерпел разгром Напалеон в Отечественной войне 1812 г. О том, как и где это происходило, рассказал экскурсовод-инструктор, сопровождавший нас в сплаве. Русские в безвыходных ситуациях говорят : "Полная жо..а"  Когда  французы хотят сказать тоже самое, говорят :" Се ля  Березина". И туристы из Франции, оказавшиеся в нашей команде бойдарочников это подтвердили. До самого конца маршрута мы не дошли, под  небольшим мостом мы догнали плавучий остров, который перегородил нам возможность проплыть под мостиком дальше. Мы сошли на берег. Вечерело. И  команда решила на этом поставить точку. Инструктор, по обычаю, посвятил в байдарочники, впервые вплавлявшихся, дружественным ударом по пятой точке веслом:).Что привело в восторг всех, особенно французских подростков. Из этого ритуала у нас вышло прямо Шоу!!! Вообщем, команда у нас была эмоциональная, это классно!  А на прощание наш инструктор показал нам, очень талантливо, пантомиму на тему "Жизнь". Увлеченный, живущий своей работой, тонко понимающий природу и жизнь, человек. Спасибо, Вам, Ревдо Виктор Геннадиевич!


Все таки  я верю в ЗАКОНОМЕРНОСТЬ !!!! простого случая! Когда я "случайно" открыла карту заповедников, "случайно" остановила взгляд в нужном месте карты и "случайно" подумала о таком совпадении названий. Березинская улица -Березинский заповедник.

Но, это еще не все! Дома меня ожидал сюрприз. Под окнами моего дома построили торговый центр, и когда я вернулась, на нем уже оформили вывеску. Вот она ( вид из моего окна).

 

  Теперь  каждый раз, выглядывая в окно, я читаю " Березинский"... и мысленно добавляю: "Заповедник":))

И память уносит меня туда, где  мира чистота нас делает на миг счастливей...

Да, совсем забыла...  про творчество свое написать. В путешествия я всегда беру вышивку, немного вышивала и на берегу озера . Было это в конце августа и я  уже вдохновилась осенними сюжетами. Намек на близость осени всегда сопровождал меня там, в Березинском..., то сухим пожелтевшим  листом, то созревшими шишками ольхи, и едва уловимым запахом прелой, с горчинкой, травы. Вышивку  закончила уже дома, оформила не стандартно  и украсила  ольховыми шишками 
из Березинского...








Р.S. Родилась я (и сейчас там  находиться мой сад, дом детства, в который, спешу  к маме каждый день) на улице Амурской, через несколько частных домов ул. Байкальская... Какие у вас ассоциации?  Ой,  ждет меня  Амур и Байкал!

























10 комментариев:

  1. Валечка, нет уже ни Машки (она умерла), ни чучело медведя((( А это все еще существовало в заповеднике с тех времен, когда я еще была маленькой.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Как нет???:( В прошлом году было еще чучело в фойе. Нам сказали,что это чучело Пущика :(. А медведицу, может другую, молодую снова Машей назвали и приучили есть апельсины. Не хочется верить, что за один год всё настолько изменилось...

      Удалить
  2. Валюша, спасибо тебе большое за виртуальное путешествие, которое я совершила, читая эту статью!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Танечка! Желаю всем побывать в этих местах.И, вообще, почаще общаться с природой...

      Удалить
  3. Oх ты ж, какая красота! Как я люблю лес! А по воде к лилиям (кувшинкам?) - это счастье! Плюс историю, и веслом по попе - чудо поездка!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ой, правда, Таня,- чудо поездка! Что может сравниться с эмоциями от общения с природой? с ее сюрпризами ?, тайнами ?Только - ожидание новой встречи с ней! Рада, что смогла передать частицу своих эмоций в этом рассказе.

      Удалить
  4. Валя, ты так описала Березинский заповедник, что даже мне захотелось туда поехать. Благо, ни виз не нужно, ни языкового барьера не будет )))))))))))))

    ОтветитьУдалить
  5. Спасибо, Наташенька! Да, тебе совсем рядом). Если соберешься -с удовольствием отвечу на уточняющие вопросы. А у тебя под боком тоже чудное место - Беловежская Пуща!!!. Все не соберусь о ней написать тоже, в позапрошлом году я имела удовольствие там побывать. Хочу туда снова))))

    ОтветитьУдалить
  6. С большим удовольствием побывала в Белоруссии, Валя! Се ля Березина! надо заполнить))) и правда, стоит только открыть книгу на нужном месте, и как разворачиваются события!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Мир природы удивителен! Рада была поделиться этой своей историей...

      Удалить